Татьяна (tan_go) wrote,
Татьяна
tan_go

«Ричард II», Barbican, Лондон, 10/01/16 (или «Как я ходил на Дэвида Теннанта»)

Решила тряхнуть стариной и вспомнить, как пишутся отчёты о посещённых мероприятиях. Неожиданно получилась целая простыня :) Но тем интереснее будет потом перечитывать самой (в том и ценность таких текстов). Вы тоже присоединяйтесь, если интересно.

До сих пор трудно поверить, но эта поездка состоялась, и более того — оказалась одной из лучших на моём опыте. Даже лучше, чем я ожидала. Шесть дней в начале января я провела в UK, преимущественно в Лондоне. И эти шесть дней вместили в себя неимоверно много всего — причём исключительно такого, что всегда дарит мне огромную радость и счастье. Эта поездка вся была про «почёсывание своих увлечений», как выразился кто-то в Фейсбуке. В целом, меня как-то «отпустило» в плане достопримечательностей, и я поняла, что можно ходить там, где прикольно, а не там, где положено. Тем более, слава Богу, многое из того, что «положено», я уже видела — и могла устроить настоящий праздник непослушания. Хочется рассказать обо всём подробно — тут главное не залениться :) Поэтому, пока ещё есть запал, начну свой рассказ с главного.

С чего я вообще решила ехать в Британию вот конкретно сейчас (помимо того, что это всегда хорошая идея)? Так получилось, что я ещё в начале мая купила билет в театр — на постановку RSC (Royal Shakespeare Company) с участием Дэвида Теннанта. Не то чтобы на тот момент это было каким-то грандиозным проектом или мечтой всей моей жизни — честно говоря, я вообще не была уверена, что смогу куда-то поехать в январе. Но принцип «когда, если не сейчас» сработал. Я увидела анонс в одной небезызвестной тематической группе во Вконтактике, стала отслеживать начало продаж — и вуаля! Получила свой заветный электронный билетик, более чем за семь месяцев до дня Икс. После этого я совсем ничего не планировала — практически до последнего. По осени внезапно пришлось организовывать поездку во Францию, потом я ещё чего-то тянула, но в конце концов была вынуждена признать, что дата надвигается, а рояль мне на голову так и не упал. Билеты были куплены наобум (в плане количества дней), о проживании я договорилась в последний момент, визу тоже вымучила, как всегда бывает с британскими визами. И вот 9 января, в 2.30 ночи за мной прикатило такси, чтобы умчать меня в холодные дали аэропорта Домодедово (водитель был уверен, что Шереметьево, но мне удалось его переубедить). А уже в 6.45 я толкалась в необъятной очереди на паспортный контроль в Хитроу. Мэджик!



Если вы думаете, что это я такая сумасшедшая, то нет. По крайней мере, не только я, совсем не. В эти дни по Лондону и окрестностям шаталось поистине удивительное количество русскоязычных поклонников Прекрасного. Одну девушку, приехавшую по этому поводу, мы случайно встретили даже в Кардиффе (это отдельная история). И, неожиданно для меня, это оказалось отличным обстоятельством. Вообще, я не люблю объединяться чисто по национальному признаку (ещё со времён LCB он для меня не определяющий). И не очень-то верю в успешные знакомства «по интересам» — это хорошо работало в 17, но не сейчас. Сейчас наличие одного общего интереса уже не гарантирует лёгкого и приятного общения (о-хо-хо и кхе-кхе-кхе). А ещё я давно достигла дзена и поняла, что в своём собственном обществе мне всегда хорошо, а во всяких других — бывает по-разному.

И всё же я сделала это — написала объявленьице в духе: «Иду на Ричарда 10-го, буду рада знакомству с такими же, эгегей». Из всей толпы русского народа откликнулись двое — у которых, как и у меня, не было своей компании. И, верите ли, из нас получилась отличная команда!



10 января мы встретились за пару часов до спектакля — и как-то сразу сошлись, без всякой подстройки и малейшей натянутости. Отлично пообщались, погуляли, пофотографировались в фойе Барбикана, пока ещё не набежал народ. Там есть пара мест специально для тематических селфи :)




Вообще, что для меня стало некоторой неожиданностью, так это удивительно демократичная атмосфера в театре в целом (по крайней мере, в Барбикане — других примеров пока не видела). Верхнюю одежду в гардероб можно не сдавать, и большинство этого не делает — тащит с собой в зал вместе с прочими пожитками и располагается поудобнее. Шпилек и блестючих платьев в такой ситуации тоже не наблюдается. Отдельные товарищи проходят на свои места прямо со стаканами недопитым пивом, и никто им не препятствует. Но при этом во время спектакля не слышно НИКАКИХ посторонних звуков, и в трагических паузах все сидят, затаив дыхание, и в зале висит звенящая тишина (разве что кто-то не может сдержать кашель — такое было, но это уж дело житейское).

В общем, возвращаясь немного назад, мы с моими новыми знакомыми отлично провели время и вообще сдружились. Лена потом в тот же вечер уехала в свой маленький городок где-то в окрестностях Лондона, а вот с Наташей, которая приехала аж из Тюмени, у нас впереди было ещё много прекрасного. Вообще, это была встреча из серии «так редко встречаешь своих». Когда Наташа сказала: «А ещё я хочу сходить на кладбище...» — я окончательно поняла, что мы нашли друг друга :))) И если бы не это знакомство, в эту поездку у меня, возможно, не было бы ни тура по BBC, ни похода на Хайгейтское кладбище, ни поездки в Кардифф, ни прекрасного зависания в фанатских магазинах. То есть что-то из этого, наверное, было бы, но не такое прекрасное. В общем, всё сложилось как нельзя лучше, и это мне ещё одно напоминание, как полезно иногда вылезать из своей раковины.


Но что касается театра — моих впечатлений от самой постановки, кажется, не могло бы испортить ничто! Потому что это был по-настоящему удивительный опыт.

Немного справочной информации на всякий случай (Вики и прочие подобные источники). Ричард II (англ. Richard II) — историческая хроника Уильяма Шекспира (1595), охватывает события 1399-1400 гг. В её центре — низложение короля Ричарда II и захват власти его двоюродным братом Генрихом Болингброком (Генрихом IV), а затем убийство пленного Ричарда.

В 2013 году режиссёр Грегори Доран (нынешний руководитель Королевской Шекспировской Компании, RSC) поставил «Ричарда II» с Теннантом в главной роли. Ну, они его, как водится, поиграли-поиграли, а потом переключились на другие проекты. Однако ж в этот году исполняется 400 лет со дня смерти Шекспира. Британия и весь мир, конечно, будут весь год гулять по этому поводу. Вот и постановку «Ричарда» воссоздали, чтобы показывать вместе с другими историческими хрониками — в рамках цикла KING AND COUNTRY: Shakespeare's Great Cycle of Kings.

Как вы, возможно, не знаете, театрал из меня сомнительный. В театрах я бываю редко, и, главное, мне редко по-настоящему нравится то, что я там смотрю. Но я всё не теряю надежды и продолжаю эксперименты с эпизодическими походами на разные постановки. На этот раз, конечно, получился ход конём :)))

Эта постановка когда-то транслировалась у нас в кинотеатрах и вообще существует в записи, так что большинство поклонников ДТ, конечно, её видели, и не по одному разу — даже если не вживую. А я вот не смотрела даже отрывков, так что для меня это было полное откровение. Пьесу Шекспира, впрочем, предварительно прочитать стоило, чтобы представлять сюжет (этакое либретто), ибо на слух шекспировский язык воспринимается сложно и многое ускользает даже при приличном знании языка современного. Я честно взялась читать пьесу, но только по приезду в Лондон — как следствие, дочитать не успела :) Так что концовка оказалась для меня полным сюрпризом, и, наверное, произвела особенно сильное впечатление как раз из-за этого (хотя казалось бы, какие неожиданности могут быть в шекспировской трагедии).

Так вот, в полном отрыве от личных симпатий к отдельным представителям каста, «Ричард II» в постановке Грегори Дорана стал для меня потрясающим театральным опытом. Я правда никогда раньше ничего подобного не видела. И я вообще не могу подумать о чём-то, что вызвало бы у меня малейшие сомнения в оценке. Это было невероятно! С одной стороны, хотелось ловить детали, как всё это сделано: декорации, музыка, взаимодействие актёров на сцене. С другой, это было фактически невозможно, потому что постановка не распадается на отдельные составляющие, это цельный живой организм, и ты просто погружаешься в неё, живёшь в ней. Это, конечно, одна из причин, почему такие спектакли стоит пересматривать. Вообще, кажется, что всё просто: декораций как таковых почти нет — они, наверное, процентов на 80 моделируются игрой света, плюс есть подвижные элементы сцены (поднимающиеся-опускающиеся платформы/балконы и т.п.) Например, на этих «заставочных» декорациях настоящие, кажется, только гроб и табуретка :)



Музыка — живая. Это несколько девушек, которые поют в основном а капелла плюс вступающая время от времени группа товарищей с духовыми. И это, конечно, создаёт удивительную атмосферу. Официальный саундтрек (сохраняю для себя ссылку): https://vk.com/audios-64483458?album_id=45356827

Но главное, конечно, актёры. Как прекрасны и убедительны абсолютно все! Как продуман образ каждого! Я, честно говоря, уже привыкла к тому, что в каждой, даже самой удачной, постановке, должен присутствовать актёр/персонаж — этакая ложка дёгтя. Либо раздражает то, как подан образ, либо актёр банально плохо играет, либо неправдоподобен, либо переигрывает, либо ещё какая фигня. Либо я просто придираюсь и никому не верю в принципе. Так вот тут — верилось всем, безоговорочно. Даже слуге, который просто что-то приносил-уносил со сцены. И даже актёры, появлявшиеся всего в одной-двух сценах, так раскрывали своих персонажей, что они совсем не казались малозначимыми или второстепенными (и не были такими на самом деле).

Ну и, конечно, Ричард. В смысле Дэвид. Что тут можно сказать? Аааааааа, он настоящий!!!1111одинодин Помимо шуток, так бы я и сказала. Про них обоих.

Честно говоря, когда я читала пьесу, у меня не было в голове никакого чёткого образа применительно к королю Ричарду II, я не понимала, как он должен говорить, какие чувства вкладывать в те или иные слова. Такое вообще бывает с пьесами, но в исторической хронике, наверное, проявляется ярче всего. Шекспир не даёт никаких характеристик и оценок, он просто показывает персонажей такими, какие они есть, через их поступки и отношения с другими — а вы уж сами решайте, как их трактовать, что это были за люди, как они говорили и почему. И поэтому для меня это настоящее чудо — когда совершенно неочевидный для меня образ встаёт с бумаги и воплощается во что-то живое. Такое же неоднозначное и противоречивое, но от этого ещё более настоящее. Это удивительно, и я бы очень хотела повторить этот опыт. И за него я искренне благодарна обоим «родителям» театрального Ричарда — Грегори Дорану и Дэвиду Теннанту.

Ну а как поклоннику конкретного актёра мне достался ещё целый букет чувств, и тут даже не знаю, стоит ли что-то писать ) Это такой маленький шок, когда ты впервые слышишь столь хорошо узнаваемый голос живьём — и он звучит в точности, как ты привык его слышать в записи. Не говоря уже обо всём остальном) И этот лёгкий электрический разряд подаётся постоянно, пока он на сцене. Но при этом я не то чтобы не скучала, когда король не участвовал в действии — я этого даже не замечала практически! Вот что значит хорошая постановка, где хороши и хорошо абсолютно все.
Ну и про эстетическую сторону так сказать — я же девочка) На самом деле, какой бы странной изначально ни казалась (мне) идея смотреть на ДТ, бегающего по сцене в ночнушке и накладных волосах, на самом деле живьём всего этого не видно. В том смысле, что смотришь не на них. Голос, движения, вотэтовсё — действительно важны, из них и создаётся образ.

Хотела напихать в свой рассказ побольше фоток именно со спектакля, но почти все материалы, доступные в сети, — со старой версии, с другими актёрами в некоторых ролях. Поэтому вот вам для снижения градуса пафосности ржачное фото с поклонов.



И ещё одно, тут видно побольше актёров.



Наблюдая, как народ в онлайне скупает билеты на все показы подряд, до каких только может дотянуться, я, конечно, думала: «Я не такая», — ибо это уже крайняя степень фанатства. Но на самом деле, через пару дней почувствовала, что «можно бы и повторить». Всё-таки у повторных просмотров есть свои преимущества перед первым (совсем-совсем первым), это даже не книгу перечитывать, а гораздо лучше. На тот момент, конечно, было уже поздно, но в следующий раз (ха-ха, я уже пишу «в следующий раз») можно будет подумать об этом заранее.

Ну ладно, спектакль закончился, а вечер нет. У нас ещё была опция «пойти к служебке на предмет автографов/фото/праздного любопытства». Если бы я собиралась в театр без всякой информподдержки извне, такой вариант мне бы и в голову не пришёл. Но интернет на тот момент уже полнился свежими фотками от stage door, которые было сложно игнорировать. И всё же, думаю, если бы у меня не нашлось компании, я бы снова сказала себе, что «я не такая». А так получилось переложить ответственность на кого-то ещё, а я тут типа так, рядом постояла :))) Если серьёзно, то я и впрям «не такая», в том смысле, что я крайне неловко себя чувствую в подобных обстоятельствах, мне они кажутся вторжением в личное пространство, то есть страшной бестактностью. Не говоря уже о том, что с чисто прагматической точки зрения я не очень понимаю, зачем нужны автографы. Что с ними обычно потом делают? Если это не подписанная книга, например, а просто закорючка на куске бумаги.

В общем, в какой-то момент пришлось отключить мозг, и мы отлично пробежались по подземной стоянке Барбикана (весело и абсурдно, всё как я люблю). Народу у stage door в тот вечер было много, и мы радостно затерялись в этой толпе. Мы с Наташей наперебой повторяли «что я тут делаю, что я тут делаю» и немного истерически хихикали — но праздное любопытство на предмет «поглазеть» всё-таки удовлетворили. А Лена так даже урвала свою заветную закорючку, так что уезжала из Лондона абсолютно счастливой.

Однако ж на этом история, как оказалось, для нас не закончилась, и два дня спустя мы неожиданно закрыли, так сказать, этот гештальт. Дело было так. Мы провели очень насыщенный день в Лондоне, много где побывали, реализовали несколько прекрасных задумок, и вот, уже вечером, задумались о планах на завтра. Идеи были, но, чтобы понять, насколько они осуществимы, и проработать план, нам нужен был интернет, желательно в комплекте с тёплым местечком, где можно будет как следует в него зарыться. Ближайшим местом, в котором, как мы знали, точно всё это есть и можно пользоваться всем без ограничений, чувствуя себя как дома, оказался тот самый Барбикан. Вообще, Barbican — это не театр в строгом смысле слова, а целый современный культурный центр, очень большой. Там несколько этажей, несколько залов, где могут одновременно проходить разные мероприятия, кинотеатр и бог знает что ещё. А ещё там просторные холлы с мягкими диванчиками и вайфаем, и можно сидеть там сколько угодно — никто на тебя и внимания не обратит, мало ли чего ты там дожидаешься. В общем, лучше любого антикафе.



И вот мы радостно туда завалились и углубились в изучение автобусных и железнодорожных маршрутов. При этом краем глаза послеживая за тем, что происходит вокруг. В зале рядом с нашими диванчиками шёл концерт симфонического оркестра, в антракте оттуда выплывали какие-то приличные люди, пили шампанское из высоких бокалов, вели светские разговоры. Но где-то на задворках сознания зрела мысль о том, что на другой сцене сегодня опять играют «Ричарда», уже в рамках цикла King and Country. Свои планы на завтра мы спланировали, списались с Юркой насчёт покупки билетов, а спектакль меж тем уже должен был подходить к концу. Ну, думаем, выйдем на улицу — посмотрим, что там сегодня происходит. Выйдя, мы обнаружили, что народу у stage door в этот вечер как-то неприлично мало. А спектакль вроде как заканчивается. А народу мало... Ну ладно, думаем, в такой ситуации — просто грех не присоединиться. Потом мы, правда, раз десять пожалели о своём решении: ветер завывал пронзительно, холод продирал до костей, полночь близилась, а Дэвида всё нет. Выяснилось, что к сегодняшнему спектаклю «бонусом» прилагалась ещё мини-конференция с обсуждением постановки. Но в текущей ситуации свалить в последний момент было уже как-то совсем нелепо и глупо — да, гораздо нелепее, чем сам факт всего этого стояния на ветру.

И мы всё-таки дождались! Более того, в качестве бонуса, получили спецверсию Дэвида. Только в этот вечер и, конечно же, только для нас, он вышел из театра без своей фирменной кепки, бггг ))) Фото не моё, но передаёт. Поэтому я просто оставлю его здесь.



А это результат. Думаю сварганить какой-нибудь коллажик с разными фотками из этой поездки, и туда же зафигачить и его — не в столе ж ему пылиться, в самом деле. Вообще, если уж начинать (на старости лет) брать автографы, то только у таких людей, конечно. И мне даже не стыдно по этому поводу (хотя всё-таки чуть-чуть неловко).



В общем, театральный опыт удался. В следующий приезд хочется попасть на кого-нибудь ещё из великих британцев (можно совместить).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments