Татьяна (tan_go) wrote,
Татьяна
tan_go

Categories:

Один день в Руане: часть 2

Продолжу свой рассказ про Руан. Начало — тут.

Познакомившись с Большими Часами, мы идём дальше по названной в их честь улице и вскоре оказываемся прямо на площади перед Руанским собором. Он так огромен, что вблизи его невозможно охватить взглядом. Как я уже писала, лучший вид на собор — с колокольни Гро-Орлож.




Впрочем, Руанский собор не только огромен, но и невообразимо древен. Первая базилика на этом месте появилась ещё в IV веке, а нынешнее строение отсчитывает свою историю с XII века. В частности, северная башня (на фото слева), т.е. башня Сен-Ромен, была построена в 1145 году. У меня такие вещи обычно с трудом укладываются в голове. Южная башня, так называемая Масляная, конечно, помоложе — «всего лишь» 1485 год.


Статуи на фасаде стоят довольно высоко, особо не поразглядываешь. Нижний ряд и вовсе не сохранился — спасибо гугенотам в 1562 году. Но, как выясняется внутри собора, снаружи можно и не приглядываться...




Можно поразглядывать то, что пониже — например, оригинальные горельефы над дверными проёмами.







Это южный фасад:










А это — вид с севера:







Ну что же, заглянем внутрь? Размеры, конечно, изнутри потрясают не меньше, чем снаружи.




Как раз во время моего посещения внутри играл (или репетировал) какой-то оркестр с не очень типичным для церковной музыки набором инструментов — доминировала там, по-моему, гитара. Постепенно собиралось всё больше прихожан, они садились на скамейки, им выдавали тексты каких-то церковных произведений, и они их пели под эту музыку. Я не очень поняла, что это было, но звучало очень душевно, как-то по-домашнему и совсем без пафоса. Под этот аудиоряд я и бродила по Руанскому собору, что, конечно, придало восприятию особые оттенки.

На этом фото хочу особо отметить самокат:










Как и во всех больших соборах, тут много кто похоронен. Но у меня не было времени заранее почитать про примечательные могилы Руанского собора, так что я уверенной походкой прошла, например, мимо сердца Ричарда Львиное Сердце (простите за тавтологию, он сам виноват). Смотрела почему-то совсем на другие саркофаги.




Но похоронено оно там под аналогичным надгробием. А тело — в Анжу. А мозг — в Пуату. И всё это согласно последней воле умершего.

Впрочем, если уж быть точными, никакого сердца там нет: коробочку с ним извлекли из саркофага в ходе послевоенной реставрации собора и обратно класть не стали. И вообще, говорят, анализ пыли из этой коробочки показал, что вряд ли эта пыль когда-то была человеком. В общем, кругом обман. А как красиво могло бы быть! Но по крайней мере саркофаг подлинный...




Могила Уго III Амьенского (Hugues III d'Amiens), французского теолога и архиепископа Руана XII века (давно лежит, да):




Но, пожалуй, больше всего мне понравились статуи, выставленные в галерее буквально в шаговой доступности. Можно было подойти к ним вплотную, рассматривать близко-близко и, в теории, даже прикоснуться (но я всё же не решилась). Это оригиналы статуй с фасада собора, а там сейчас стоят их точные копии (точные — вплоть до всех имеющихся повреждений, чтоб не портить правильное впечатление от этакой древности). Все выполнены в XIV-XV веках.










Самое удивительное — заглядывать в лица. Можно было бы подумать, что виной тому эрозия, но нет, они действительно чудесные и... какие-то небанальные, что ли. С совершенно нетипичными выражениями. Часто святых изображают величественными или слишком серьёзными, и это всё портит. Мне кажется, святость выглядит как-то по-другому. Здешний апостол Пётр, пожалуй, может быть одним из вариантов:




Разумеется, есть тут и Жанна (гораздо более позднее творение), ей в Руанском соборе целая часовня посвящена:




Статуя, впрочем, ужасная, особенно после всего только что увиденного. Не люблю такой стиль.




А сам собор — летящий, захватывающий. Особенно под звучащую музыку, исполняемую тоже без тени пафоса, просто для души. В таких декорациях хочется верить в Бога.











Выйдя из собора, стоит свернуть на улицу Сен-Ромен, проходящую вдоль его северного фасада. Она тоже очень живописна и предлагает взглянуть на прекрасные образцы местной архитектуры.













Именно там меня застал очередной приступ нормандского дождика, оказавшийся неожиданно сильным. Я была без зонта, а потому переждала немного в арке соборных ворот...




...разглядывая соответствующий кусок собора, естественно.




Но, к счастью, вскоре снова можно было высунуться под открытое небо.




Улица Сен-Ромен выводит прямиком к церкви Сен-Маклу — невероятно красивому образцу пламенеющей готики. Она не такая большая, но размер тут не главное, как мы знаем.




Внешний декор церкви поражает тонкой резьбой — как, традиционно, по камню...




...так и по дереву! Вообще, двери — один из главных элементов, на которые стоит обратить внимание в этой церкви. Каждая дверь — это целый мир.










Внутри церковь кажется совсем небольшой и не производит такого уж ошеломительного впечатления.




Но зайти в неё стоит хотя бы ради необычных витражей. Тут сохранилось несколько старых, с XV века, но современные смотрятся даже более интересно.










Дома на площади перед церковью:







Дальше можно пойти разными путями... Я вот ничего не знала про находящийся в двух шагах оссуарий XVI века (186, rue Martainville), что, конечно, обидно. В следующий раз надо будет заглянуть.

А пока идём дальше. Мимо мастерской музыкальных инструментов, например (вывеска с зонтиком):










Вот, кстати, предлагают домик прикупить, общей площадью около 250 квадратных метров. Интересно почём. С виду состояние приличное, даже прямизна углов более-менее соблюдается.




Сравните хотя бы с соседним домом (внимание на левый нижний угол):




А этот вообще весь повело в разные стороны, но ничего, и в нём люди живут!




Некоторые руанцы решают проблему кардинально. Надо сказать, что пластиковые окна выглядят тут диковато, конечно...




Всё-таки консервативный подход к реставрации мне больше по душе. Пусть и жить в таких домах, наверное, менее удобно... Но я бы пожила, чего уж там!













По таким живописным улочкам мы рано или поздно выходит к аббатству Сент-Уэн. Задним фасадом оно обращено к парку, и с этой стороны смотрится прямо как замок из средневековых легенд.




Вот и дерево с райскими яблочками. Впрочем, яблоки вообще символ Нормандии (сидр, кальвадос, нормандский пирог...).




А вот и персонаж под стать окружающему антуражу. Это Роллон — первый герцог Нормандии и основоположник Нормандской династии. Родом из Скандинавии, а лежит в итоге в Руанском соборе.




На связь со Скандинавией намекает и этот камушек. Это копия большого рунного камня из Еллинга, установленная тут в 1911 году в память о тех временах, когда викинги были в здешних краях не последними людьми.




Первая церковь на этом месте появилась как раз примерно в те времена (ну, может, чуть позже). Нынешняя уже более поздняя: её начали строить «только» в XVI веке.




Крупные фигуры местами совсем чёрные...




А мелкие снова поражают своей детализацией:




Я уже писала, что внутри эта церковь производит впечатление какой-то особой воздушности. Возможно, дело в пропорциях, а возможно — в том, что она не перегружена всякими элементами, даже вполне ожидаемыми, вроде плотного ряда деревянных скамеек. Мне кажется, следующая фотография более-менее передаёт это «летящее» ощущение:







Вообще, внутри весьма пустынно. Но от этого по-особому хорошо.




Вот едва ли не единственная «активно работающая» капелла:




Выглянув в одно из окон, можно увидеть такую картину:




А это тот же пассаж, только уже снаружи:






С одной стороны к церкви вплотную примыкает домик, выполненный совсем в другой стилистике. В XVIII веке в нём жили монахи аббатства, но потом громыхнула революция, монахов разогнали, а домик отдали под отель-де-виль (ратушу, то есть). Там он по сей день и помещается.




Вот ратуша с переднего фасада:




Перед ней, кстати, конная статуя Наполеона. И какая-то студенческая демонстрация.




Ещё одно интересное «гражданское» строение Руана — Дворец правосудия. Он огромный, занимает целый квартал, и довольно разнообразный по стилистике: его как начали возводить в конце XV века, так и продолжали строить и перестраивать на протяжении всех этих столетий.













Каким-то образом я умудрилась до сих пор ни разу не упомянуть о том, что Руан сильно пострадал во Вторую мировую войну. А ведь многие объекты, в том числе Руанский собор, могли бы сейчас выглядеть по-другому, если бы не бомбардировки союзников. Дворцу правосудия тогда досталось по полной, и он до сих пор хранит следы тех событий.




По соседству тоже какое-то юридическое учреждение, но уже фахверковое:




А мне пора потихоньку сворачивать в сторону вокзала, бросая последние взгляды на руанские улочки.













Я провела в Руане около девяти часов (с 9 утра до 6 вечера). Думала, что за это время успею исходить центр вдоль и поперёк, а может, ещё и в пару музеев заглянуть, но в действительности объём интересного оказался больше, чем я предполагала. Думаю, когда-нибудь у меня ещё будет повод сюда наведаться, и скучать при следующем визите точно не придётся. Хороший город, рекомендую от души!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments