Татьяна (tan_go) wrote,
Татьяна
tan_go

Category:

Прогулки по Парижу: от Триумфальной арки до церкви Сен-Жермен-л’Осеруа

Когда приезжаешь в город как турист, обычно проводишь весь день на ногах, бегая от одной достопримечательности к другой, и в результате за несколько дней успеваешь охватить солидный перечень интересных объектов. Если же вдруг доводится оказаться в том же городе в качестве пусть временного, но всё же жителя, появляется некая расслабленность: "Куда бы мне пойти сегодня? Ну, не зна-аю..." Не то чтобы я сидела на одном месте, скорее всё же наоборот: сверяясь по вечерам с картой, я то и дело обалдеваю от пройденных расстояний. Просто нет такой погони за количественными показателями. Я могу себе позволить раз за разом возвращаться в любимые места, откладывая посещение других достопримечательностей на потом — мол, ещё успеется. Но в какой-то момент стало понятно, что нужно подходить к вопросу более системно. Всё-таки Париж огромен и многогранен, так что обилие времени впереди на самом деле обманчиво. В общем, я нанесла (и продолжаю наносить) на гуглокарту разные интересные мне объекты — от кладбищ до кондитерских, не говоря уже о более банальных достопримечательностях. И, сверяясь с картой, начинаю постепенно устранять белые пятна.

Правда, в Париже этому зачастую мешает существенное обстоятельство — обилие туристов :) Можете считать это какой-то разновидностью снобизма, но в толпе я чувствую себя очень некомфортно — сразу хочется вырваться из неё и оказаться в более спокойном месте. Всякий раз испытываю огромное облегчение, покидая места массового скопления людей и углубляясь в полупустынные улочки. В связи с этим я пока ещё откладываю посещение целого ряда "больших" достопримечательностей вроде Лувра в ожидании низкого сезона. С музеями я вообще не спешу, так как надеюсь нагуляться по ним в плохую погоду. А пока у нас ещё очень мягкая осень (почти как лето в Москве :)), предпочитаю проводить время под открытым небом.

Так, в минувшее воскресенье я прогулялась по некоторым классическим туристическим местам, в кои-то веки прихватив с собой фотоаппарат. Начала с подъёма на Триумфальную арку и закончила посещением церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, которую большинство туристов обходит стороной, хотя она и находится прямо за Лувром, напротив его заднего фасада. Ну и по дороге взглянула ещё на несколько достопримечательностей. Предлагаю вам взглянуть вместе со мной :)




На общественном транспорте я в Париже практически не езжу. Впрочем, как и на частном :) Пользуюсь городским велопрокатом — благо, велосипед можно найти через каждые 100-200-300 метров, и в городе есть все условия для комфортного передвижения на двух колёсах. Про велопрокат я ещё обязательно напишу целый пост, он того стоит (хотя поводы для ворчания тоже возникают). В общем, я схватила велосипед на одной из ближайших к дому стоянок и покатила к Триумфальной арке (6 км, 26 минут — услужливо подсказывает нам Google). На метро дорога заняла бы примерно столько же, я полагаю. Оставив велик на стоянке в 100 метрах от арки, отправилась изучать объект.




Целиком сфотографировать его нормально невозможно, потому что ВСЕ позируют на фоне. Естественно, пожалела, что на этот раз не взяла Бараша (см. предыдущий пост), но иногда приходится выбирать между Барашем и фотоаппаратом :( К тому же Бараш боится высоты...

В общем, порассматривала арку вблизи — люблю приглядываться к деталям и высматривать мелкие финтифлюшки.




Наверное, я не буду тут давать какие-то развёрнутые экскурсоводческие справки — ни про арку, ни про другие популярные достопримечательности. Во-первых, всё есть в "Википедии" и других источниках, а во-вторых, о многом я уже писала очень подробно после предыдущей поездки в Париж, и тогда это никто не комментировал. Буду просто показывать картинки и немного рассказывать о своём.







В общем, налюбовавшись снизу, полезла наверх. Туда ведёт, как водится, винтовая лестница, спрятанная в одной из "ног" арки. Но подъём не особо экстремальный: лестница сравнительно широкая, хорошо освещённая, а спускаются потом по другой "ноге", то есть нет встречного потока. После некоторых монументов, посещённых в Шотландии, комфортнее этой лестницы мог бы быть разве что лифт :)) Лифт там, кстати, тоже есть — для инвалидов и пожилых людей.

Вышла на крышу, а там — красота! Стоило перебороть свой страх перед туристическими местами :)




Вид на Эйфелеву башню:




На том же берегу, что и она, и довольно близко от моего дома вырос современный комплекс. В контексте Парижа мне он не нравится, но хотя бы торчит не так нарочито, как башня Монпарнас (единственную фотографию с ней я удалила, а вообще она, конечно, тоже заслуживает отдельного поста... когда-нибудь я поднимусь и на неё).




Вообще, у большинства парижских "перекрёстков" не четыре конца, как мы привыкли, а как минимум шесть — любят здесь диагональные улицы. Площадь Шарля де Голля не зря до 1970 года называлась площадью Звезды — отсюда в разные стороны расходятся 12 лучей. И каждый из них можно разглядывать. Вот, например, проспект Фош, заметно выделяющийся своими широкими тротуарами без асфальтового или плиточного покрытия (там что-то вроде крупного песка, такого же, как на дорожках в парках) и широкой полосой зелёных насаждений по обоим сторонам дороги. Учись, Собянин! Противоположным концом проспект Фош упирается в Булонский лес.




Если развернуться на 180 градусов, открывается вид на Монмартр:




Чуть правее виднеется купол церкви Святого Августина (Église Saint-Augustin), а ещё дальше — какая-то телебашня(?). Не знаю что это, если честно :)





И, наконец, главный вид, который открывается с Триумфальной арки, — на Елисейские Поля.




Если чуть приблизить, отлично виден обелиск на площади Согласия, а за ним и Лувр.




Если же посмотреть в противоположную сторону, увидим деловой район Дефанс и ещё одну, тамошнюю арку (раньше на неё тоже можно было подняться, а сейчас, кажется, нет).




Вот Дефанс поближе:




А также немного парижских крыш:













Эта самая клёвая:




В общем, налюбовавшись видами Парижа и потусив с другими туристами, спускаемся вниз. Дальнейший мой маршрут был незамысловат, но я его нарисовала на карте — люблю визуализацию :)



Цифрами отмечены следующие удостоившиеся внимания объекты:
1. Триумфальная арка
2. Большой дворец
3. Малый Дворец
4. Площадь Согласия (Конкорд)
5. Мост Конкорд
6. Западные ворота Тюильри
7. Вандомская площадь
8. Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
9. Велостоянка на острове Ситэ


В общем, я стала спускаться по Елисейским Полям в сторону площади Согласия. Надо сказать, что если уж гулять по Елисейским Полям, не убоявшись толп, которых и тут хватает, особенно в воскресенье, то лучше именно в этом направлении. В противном случае придётся ползти в горку.

Сфотографировала оригинальное здание недалеко от арки:




И дальше побежала бегом, очень ограниченно посматривая по сторонам — поскорее бы попасть туда, где поменьше народу! К счастью, в один прекрасный момент магазины заканчиваются и начинаются зелёные насаждения. В этой части Елисейских Полей поспокойнее.













Вот велостоянка, кстати:




Сделав небольшой крюк вправо, можно взглянуть на Большой и Малый дворцы. А также, издалека, — на Дом Инвалидов, что на противоположном берегу Сены. Но его я вам покажу как-нибудь в другой раз. Вот Большой Дворец (№2):




В нём сейчас проходит выставка французского художника Жоржа Брака:







А это Малый дворец (№3) напротив:




Здесь нынче предлагают взглянуть на работы фламандца Якоба Йорданса.




Оба дворца, Большой и Малый, как и много чего ещё в Париже, были построены к очередной Всемирной выставке. Конкретно они — в 1900 году. От них мы вскоре выходим к площади Согласия (№4).




Здесь можно снова понаблюдать за туристами :)




И за каменными женщинами, символизирующими разные города Франции:




Поискать интересные детали. Это, например, фонарный столб с человеческим лицом:




И подойти к Сене. С прилегающего к площади моста Конкорд (то есть тоже Согласия, но в русской традиции его почему-то не переводят) — №5 на моей карте — открывается вид на пафосный мост Александра III, а также снова — на Эйфелеву башню (терпите):




Как всегда, интересно понаблюдать за жизнью на реке — это тоже отдельная тема:







А потом вернуться на площадь и подойти ко входу в сад Тюильри (№6). Следующая фотография называется "Любимец публики, или Секрет популярности". Ворота в сад венчают две конные статуи. Как сейчас помню, в 2010 году мы наблюдали здесь аналогичную картину: один всадник весь засижен голубями, а другой практически начисто лишён их внимания. Правда, не помню, на чьей стороне симпатии птиц были тогда. Но всё равно интересно, как они выбирают любимчика.




Из Тюильри мой маршрут снова вильнул, на этот раз влево, в сторону Вандомской площади (№7). Взглянула на одноимённую колонну.




Ужасно утомляет весь день таскать на себе фотоаппарат с большим объективом (всё-таки я не настоящий фотограф). Зато при необходимости им можно пользоваться как биноклем! Так бы я могла и не узнать, что зелёный Наполеон на вершине держит в руке кого-то ещё (это Ника, надо полагать): снизу особо не разглядишь.




На самой колонне можно при желании поискать Андрея Болконского (сооружена она была по случаю побед 1805 года):




Также сейчас Вандомскую площадь украшает десяток (или около того) современных скульптур, все в одной стилистике. Очень смешные и на удивление неплохо вписались в окружающую архитектуру (хотя вы знаете, как я отношусь к современному искусству). Все фотографировать не стала, но вот один из толстячков:




Оттуда по улице Сент-Оноре я вышла на задворки Лувра, где у меня была намечена к посещению церковь Сен-Жермен-л’Осеруа. В прошлый свой приезд мы, как и многие, прошли мимо, хоть и обратили на неё внимание. Церковь, как я люблю, старенькая, хотя по французским меркам не рекордно — всего-то XII век :) С тех пор, правда, не сохранилось ничего, кроме колокольни. И я даже не могу сказать: "зато именно эта колокольня в Варфоломеевскую ночь подала сигнал к началу резни", потому что раньше колоколен было две :) И вторая, маленькая, как раз-таки "Варфоломеевская", не сохранилась. Но церковь всё равно с историей, во времена Валуа была королевской приходской. Большая часть ныне существующего — это XV век, пламенеющая готика. Очень такое люблю.
















Ужасно смешные горгульи:




Эта церковь вообще полна маленьких сюрпризов. Я поняла, что мне точно надо познакомиться с ней поближе, когда случайно наткнулась в Интернете на статую Марии Египетской, украшающую её фасад. Она показалось мне такой необычной в ряду остальных фигур, вполне типичных для готической церкви! Выглядит почти как языческое изваяние, своеобразная вариация на тему Венеры. Сравните её с такой "правильной" Святой Радегундой по соседству:




Вот обе женские фигуры по отдельности:







Мария Египетская даже не подписана, в отличие от всех остальных фигур. И стыдливо примостилась в боковой нише одной из колонн, хотя в остальных колоннах по бокам никого нет, только с "лицевой" стороны. Вообще, почитала про этого персонажа — она действительно никогда не пользовалась большой популярностью в изобразительном искусстве, потому что в связи с темой раскаявшейся грешницы предпочитали эксплуатировать образ другой Марии — Магдалены. Так что неудивительно, что эту я раньше нигде не видела (а то бы запомнила).

Надо сказать, что некоторых особо характерных святых я уже начинаю узнавать "в лицо", хотя когда-то мне казалось, что это нереально — столько их украшает готические храмы во Франции! Но самых типичных я не фотографировала на этот раз.

Меня удивил нетипично большой процент женских фигур. Причём некоторые показались мне откровенно знакомыми, но... явно не по церквям. Потом я поняла, где я их видела, — в моём обожаемом Люксембургском саду! Его ведь украшают статуи французских королев (которые я так люблю разглядывать), начиная с самых древних, полумифических. Большая часть этих легендарных правительниц впоследствии была канонизирована. Та же Святая Радегунда была королевой франков в VI веке.

Женщин Люксембургского сада я как-то раз показывала в Инстаграме (здесь, наверное, тоже когда-нибудь покажу подробнее):




Это Святая Изабелла Французская, тоже королевских кровей, но уже из XIII века:




Святая Батильда, королева франков, — из VII века:




Святая Иоанна (Жанна) де Валуа, или Жанна Французская (не путать с другой святой Жанной, которая д'Арк:)), — королева XVI века:




Клотильда Бургундская — это аж V век!




Как хорошо, когда не нужно никуда нестись в туристической агонии, а можно спокойно рассматривать в своё удовольствие! И снаружи, и, конечно же, внутри.




А внутри не менее прекрасно, чем снаружи. Вообще, на данный момент это моя любимая церковь в Париже (хотя сколько ещё впереди!). Столько в ней разных элементов, порой довольно неожиданных. Правда, фотографий изнутри, которые бы это передали, у меня, можно сказать, нет. Во-первых, там ОЧЕНЬ темно. Центральный неф ещё освещён более-менее, а вот во многочисленных боковых капеллах подчас даже глазом трудно разглядеть детали (особенно когда речь идёт о старинных выцветших фресках), что уж говорить о фотоаппарате с довольно "тёмным" объективом. А во-вторых, там царит совершенно нетуристическая атмосфера и ОЧЕНЬ тихо. Мне было неловко лишний раз щёлкнуть затвором, потому что этот звук громом прокатывался по всему пространству церкви — такое было ощущение, по крайней мере. Так что снимков у меня немного, и они ничего толком не отражают.

Центральный неф — довольно типичный, всё самое интересное — в боковых галереях.




Например, такой иконостас почти православного вида. В центре — статуя Святой Марии (я так понимаю, на этот раз это всё-таки Дева Мария, а не одна из её многочисленных тёзок) образца XV века:




Вообще, я так поняла, что статуи, украшающие фасад церкви, — это поздние копии. Оригиналы некоторых их них, датируемые XIII-XV веками, хранятся внутри. Вот та же Мария Египетская:




Обратите внимание, что все оригинальные статуи были раскрашены:







Ну и напоследок — та, без которой не обходится практически ни одна французская церковь. В совершенно типичном образе, так что можно даже подпись не читать. Люблю её :) Имею мечту съездить в Домреми и по разным другим памятным местам, но для этого хорошо бы найти кого-нибудь с машиной (или хотя с правами, чтобы можно было взять напрокат)...

В общем, если у вас есть права, приезжайте в Париж — я вам организую экскурсию по местам боевой славы Жанны д'Арк!




А наша сегодняшняя "экскурсия" подходит к концу. Как можно видеть по карте, выйдя из церкви, я перебралась по мосту Понт-Нёф на остров Ситэ — к ближайшей велостоянке. И поехала домой — всего-то 5,5 км по полупустым воскресным дорогам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments