Татьяна (tan_go) wrote,
Татьяна
tan_go

Categories:

Калуга

Как время-то летит! Ещё в апреле открыли сезон однодневных поездок и праздных шатаний по улицам незнакомых городов, а у меня всё руки не доходили об этом написать. На этот раз выбор пал на Калугу. Во многом потому, что в качестве альтернативы рассматривались разные места, главными достопримечательностями которых являются всевозможные церкви и монастыри, а мне это что-то в последнее время немного наскучило. А тут — всё-таки Циолковский! И, в принципе, Константин Эдуардович оказанное ему высокое доверие вполне оправдал.

Когда я училась в школе, у меня была лучшая подруга, у которой была бабушка, а у бабушки — домик в Калуге. Подруга частенько ездила к бабушке в Калугу, что — наряду с прогнозами погоды по телевизору — позволило мне узнать о существовании этого города :) А! Ещё, помнится, в каком-то учебнике немецкого был у нас текст про Циолковского — таким образом, к Калуге у меня привязалась ещё одна ассоциация. Но ограничиваться этим до бесконечности было просто невозможно — пришлось отправляться за более детализированными впечатлениями, о которых, собственно, и пойдёт речь ниже.

Начнём с курьёзного. Не секрет, что многие города встречают своих посетителей паровозом. Калуга в этом отношении не исключение. Правда, от паровоза в местном исполнении осталось едва ли больше трети — куда делось остальное, остаётся загадкой. В общем, в первые же минуты на калужской земле мы были покорены:




Далее, Калуга стала первым на моей памяти городом, где оказалось невозможным купить карту на вокзале. Хотя сам вокзал весьма приличный, и в том же здании — такой же приличный автовокзал, услугами которого мы впоследствии воспользовались для возвращения в Москву.




А первый калужский вокзал выглядел вот так. На этой фотографии вы можете наблюдать классическую картину "Прибытие поезда":


Здесь и далее — старые фотографии с сайта http://kaluga-city.by.ru/ и откуда-то ещё, но ссылок, увы, не сохранилось.


Карта Калуги, кстати, на вокзале хоть и не продаётся, но на стене висит. Правда, на такой высоте, что расссмотреть на ней что-либо оказывается делом совершенно нереальным. Ну да и Бог с ним. Благо заблудиться в таком небольшом городе нужно ещё постараться, поэтому мы просто сели на троллейбус и поехали в сторону центра.

Местный общественный транспорт весьма занятен. Особенно непривычно смотрятся автобусы: все с баллонами на крышах, так как передвигаются на газовом ходу. Но, надо отдать им должное, тарахтят при этом не меньше, чем обычные.




Мы, правда, на них не ездили, да и на троллейбусе-то проехали всего пару остановок, а потом весь день бродили пешком. Как и следовало ожидать, упоминания о Циолковском встречались нам если не на каждом углу, то на каждом третьем — точно. А уж космическая тематика в целом — и того чаще. Недаром сам Гагарин сюда ещё в 61-м году приезжал, вскоре после своего успешного полёта (да и прочие известные товарищи вроде того же Королёва засветиться успели).




Тем не менее лично у меня не сложилось впечатления, что в городе раздут какой-то культ Циолковского. То есть его действительно много, но каждое упоминание выглядит вполне обоснованным — избыточности не чувствуется. Он ведь как-никак прожил здесь 43 года и много всего толкового за это время сделать успел. Молодец, короче, — такого можно бы и в культ.




Пожалуй, самая крупная достопримечательность Калуги — музей истории космонавтики имени Циолковского. Путь к нему лежит через парк Циолковского, по которому в своё время катался на велосипеде сам Константин Эдуардович, хотя тогда это место ещё не носило его фамилию, а называлось попросту Загородным садом. Вот на этой фотографии Циолковский как раз по нему погуливается, правда пешком, хотя велосипед и присутствует в кадре.




А тут Константин Эдуардович уже вместе со своим неизменным велосипедом, а заодно и с толпой сотрудников Калужского рабочего театра:





Вообще, велосипед Циолковского — это отдельная тема, но я сейчас не о том. По нынешним временам вход в бывший Загородный сад украшает цитата — по всему судя, самое популярное из всех высказываний учёного:



По другую сторону ворот красуется выполненная в том же духе схематическая карта Земли. В тёмное время суток обе панели подсвечиваются множеством маленьких лампочек. Впрочем, половины, как водится, не хватает, но получается, по всей видимости, всё равно весьма живописно (фото с сайта Лебедева):




Собственно, в Загородном саду Циолковского и схоронили в 1935 году. А через год торжественно открыли вот такой нехилый обелиск на его могиле. А потом ещё и сам сад в его честь назвали.




Сказать по правде, для надгробия эта стелла выглядит весьма внушительно. Вот как было дело в 1936 году (а горизонт-то завален!):




Кстати, здесь же, в нынешнем парке Циолковского, за много лет до этого стоял дом, а в доме этом доводилось бывать великому русскому писателю Гоголю. Гоголь посещал Калугу дважды: летом в 1849 году он прожил здесь около месяца и в 1850 году — около двух дней. В его распоряжение были предо­ставлены комнаты во флигеле губернаторской дачи. В первый свой приезд он работал здесь над вторым томом "Мертвых душ" и на балконе читал отдельные главы А. О. Смирновой (Россет), которая была в то время калужской губернаторшей. А в 1920 году этот домик сгорел, и теперь о нём напоминает только сей скромный монумент, который можно и не заметить в тени надгробия Циолковского:




За этим памятным знаком уже виднеется здание музея истории космонавтики, к которому мы и выходим. Перед ним раскинулось вот такое чистое поле и стоит (лежит) ракета "Восток". Дело было в воскресенье — всюду дети, родители, воздушные шары и мыльные пузыри. Атмосфера умиротворённая и чуть ли не праздничная: у нас такое обычно на день города бывает, только у нас, конечно, народищу на несколько порядков больше.




На этом снимке запечатлена нежная привязанность двух дальних родственников — летательных аппаратов разной весовой категории. А также — если смотреть шире — преемственность поколений.




Просто ракета-носитель "Восток" во всей красе. Металлическая платформа, на которой она стоит, может приводить её в вертикальное положение, что видно по некоторым снимкам, гуляющим по Интернету.




Так выглядит здание музея со стороны ракеты. Врезанный в него эллипсоид — это планетарий, в который мы не попали, потому что на ближайшие сеансы билетов не было. Сам музей произвёл довольно приятное впечатление: не такой большой, как московский, да и специфика у него своя, но экспозиция не менее интересная. Что особенно порадовало как в этом музее, так и доме-музее Циолковского, о котором я ещё скажу пару слов ниже, так это подробные поясняющие подписи ко всем экспонатам. Я, может быть, отчасти потому и не очень люблю ходить по музеям, что обычно без экскурсовода ни черта не понятно, а экскурсовод — это лишний "человеческий фактор", причём не всегда благотворный. В общем, способ подачи материала очень порадовал.




Музей был открыт 3 октября 1967 года:




А это американские и советские космонавты посещают его в ноябре 1974-го:




Внутри отдельный стенд описывает планы по расширению музея и всяческой модернизации, которые позволяют надеяться, что дальше будет только лучше. А пока на улице помимо ракеты "Восток" и того фаллического символа, который вы можете наблюдать на предыдущем (из сделанных мною) снимке, стоят ещё вот такие штуковины:




Помимо множества мемориальных досок, обелисков и мелких памятничков в Калуге, разумеется, есть и один большой, самый парадный памятник Циолковскому. Стоит он на площади Мира, и без очередной ракеты здесь, конечно, тоже не обошлось.




Памятник был заложен в сентябре 1957 года, чему, как водится, был приурочен митинг, а на митинге присутствовал сам Королёв. На этой фотографии он крайний слева на трибуне:




А вокруг народ толпится. Интересно рассматривать отдельные фигуры, лица, головные уборы. А ещё приметы времени вроде громкоговорителей на столбе.




Филиалом музея истории космонавтики является дом-музей Циолковского. Дома-музеи я тоже не очень люблю (вот такой я скучный и некультурный человек), но этот меня, опять-таки, приятно удивил. Неприятно удивила только притолока при подъеме на второй этаж. Особенно она удивила Тима — все музейные работники сбежались посмотреть, сколько вёдер крови из него вытекло после неожиданной встречи с этим архитектурным элементом. Мы решили, что это так специально задумано: всякий раз, когда Циолковский ударялся об него головой, ему в эту голову приходила какая-нибудь гениальная мысль. А снаружи-то домик выглядит вполне безобидно:




К слову, многострадальный второй этаж был пристроен не сразу, а позже. И только потому, что дом стоит в опасной близости от Оки, и по весне, бывалоча, первый этаж затапливало. Куда что подевалось? Этой весной царит полнейшая идиллия:




И, конечно, очередной памятник Великому где-то за сараем притаился:




В музее можно полюбоваться на тот самый велосипед, на котором Циолковский проездил лет сорок. И на коньки, на которых он катался зимой по замёрзшей Оке, используя зонтик в качестве паруса и пугая следовавших вдоль берега извозчичьих лошадей. И ещё на массу всего занятного. В общем, не зря зашли, даром что шишкой поплатились.

А вот ещё одна избушка в том же патриархальном стиле. Что бы, вы думали, это такое? На табличке слева написано "Научно-производственное отделение им. С.А. Лавочкина", а на табличке справа — "Российская академия космонавтики им. К.Э. Циалковского".




Но надо признать, что была в Калуге жизнь и помимо Циолковского. Об этом свидетельствуют летописи, упомянутый выше монумент на месте дома, где бывал Гоголь, а также вот это здание мужской гимназии:




Если верить мемориальным доскам, то из сонма её учеников вышло немало известных людей. На всех просто памятников не хватило.




Впрочем, есть такие персонажи, которым необязательно жить в городе или хотя бы проездом его посещать — место и средства для их увековечивания найдутся при любых раскладах. В отечественной традиции главных деятелей такого рода двое — Ленин и Пушкин. Но о них мы поговорим ниже, а пока покажу вам ещё одного товарища, который, в принципе, недалеко ушёл от этих двоих в плане проникновения в нашу с вами обыденную реальность. Собственно, сам Карл Маркс к вашим услугам (по-моему, у этого помятника определённо есть какое-то неуловимое сходство с московским, хотя масштаб, конечно, помельче будет):




У этого монумента, как водится, не такая простая судьба, как может показаться на первый взгляд. Хотя в чём-то, пожалуй, даже банальная. Понятное дело, до революции на этом самом месте никаким Марксом и не пахло:




Историческое событие свершилось 7 ноября 1918 года на митинге трудящихся Калуги, посвященном первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции — тогда памятник Марксу был заложен. А открыт — в 1921 году. Дело было примерно вот так:




Как мы видим, этот образец несколько отличается от нынешнего. А всё почему? Потому что простоял всего пару десятков лет и был разрушен немецко-фашистскими оккупантами. Потом его, конечно, восстановили — правда, уже по проекту другого скульптора:




Однако, как мы видим, этот образец тоже не вполне соответствует современному. Дело в том, что в 80-х годах его решили заменить "настоящим", гранитным, который даже был изготовлен и в 1988-м привезён в Калугу. Но тут грянула перестройка, и стало совсем не до Маркса. Так он и пролежал где-то на складе 15 лет, пока в 2003 году, в рамках празднования дня города, наконец не был воздвигнут на своё законное место. По-моему, довольно сомнительное украшение города — оба предыдущих были всё же посимпатичнее, хоть и не такие сурьёзные. Но это дело вкуса, конечно. Кстати, по вопросу общего количества памятников Марксу, когда-либо стоявших на этом самом месте, источники расходятся: где-то я нашла упоминание о том, что их было даже не три, а пять. В общем, дело это тёмное :)


Впрочем, чёрт с ними, с фактами, тем более что уличить меня в неточности в любом случае ничего не стоит. Вот вам лучше просто немного калужских улиц. Улица Кирова, например:










Или улица Ленина:



















В Калужском областном художественном музее проходит выставка "Советское искусство в пространстве времени и культуры":




Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (или Никитская? так и не поняла: что-то источники разнятся) нынче смотрится вполне неплохо:




Особенно с учётом того, что ещё недавно называлась кинотеатром "Пионер" и выглядела примерно вот так:


© http://sobory.ru/photo/index.html?photo=28916


А вот расположенный по соседству Гостиный двор и сейчас пребывает в довольно меланхоличном состоянии. Впрочем, его сейчас тоже реконструируют, вроде бы, — может, и будут позитивные изменения.







Гостиные ряды до революции:




За Гостиным двором открывается площадь Старый Торг. На ней расположено здание администрации, фотографию которого можно было бы и не приводить: даже если вы никогда не бывали в Калуге, такое вы наверняка видели не один раз. Типичный пример советской архитектуры не самого удачного периода:




Зато слева от него стоит более симпатичный объект — здесь нынче размещается Министерство экономического развития Калужской области. Собственно, уже по одному только состоянию этого здания можно догадаться, что у здешних пацанов с деньгами всё в порядке :)




Перед зданием администрации, конечно же, стоит памятник. Опять же, можно и не говорить, что за персонаж тут увековечен: ошибиться невозможно. Местный Ильич — маленький и бронзовый.




...И раритетный — 1925 года выпуска (стоял он тогда, насколько я понимаю, немного в другом месте):




Мы поднялись по ступенькам к зданию администрации и обнаружили, что обойти вокруг него нельзя: установлены заграждения. До этого момента такая идея и не приходила нам в голову, но теперь удержаться было невозможно: меня ж хлебом не корми — дай через какой-нибудь забор перелезть. В общем, мы обогнули это бетонное чудовище — оказалось, что с противоположной его стороны открывается отличный вид на реку:




С дореволюционных времён он принципиально не изменился:




Возвращаемся на площадь. По другую сторону от Ленина, за зданием Калужской духовной семинарии, виднеется Кафедральный собор:




Он стоит в Центральном городстком парке культуры и отдыха, который наповерку оказался совсем небольшим.




В парке есть обзорная площадка, с которой тоже открывается вид на Оку. Не сказать, чтоб от этого зрелища захватывало дух, но довольно живописно, чего уж там:




Насколько можно судить по этой старой фотографии, за долгие десятилетия здесь практически ничего не изменилось. Сейчас обзорная площадка выглядит точно так же, хотя этот снимок, вроде бы, дореволюционный:




А вот в годы войны здесь было несколько оживлённее. Это же место после освобождения Калуги, в 1941 году:




По соседсву с Центральным парком обнаружился странный монумент, который мы окрестили памятником дырке от бублика:




Что это такое, выяснить так и не удалось, но когда впоследствии на улице Ленина нам повстречалась ещё одна таинственная штуковина, на сей раз представляющая собой фаллический символ, мы решили, что дырка от бублика, соответственно, должна символизировать женское начало. Приписываю эту ассоциацию не недостатку культуры, а стремлению во всём видеть глубинное, древнее и архетипическое :)))




Впрочем, с "фаллическим символом" на поверку оказалось не всё так просто. Никаких обозначений на нём нет, хотя он выкрашен свежей краской и, по всему судя, не обойдён вниманием городских властей. Как выяснилось, неслучайно: это не что-нибудь, а всё, что осталось от Екатерининских (Московских) ворот — некогда главного символа Калуги.




Московские триумфальные ворота были построены в 1775 году по поводу приезда в Калугу императрицы Екатерины. Здесь проходил главный Московский тракт и располагалась ямская слобода. По нынешним временам такая триумфальная арка, конечно, смотрится мелковато, но тогда места здесь были весьма пустынные, да и вообще масштабы были не те...




В общем, ворота успешно просуществовали полтора века, превратившись в символ города, и успешно пережили революцию. Вот интересная фотография 1934 года: юные пионеры, красные флаги, "Будь готов"... и Московские ворота на заднем плане:




А следующая фотография — это уже 1935 год. Комиссия по благоустройству постановила, что Московские ворота мешают свободному проезду и дальнейшему развитию транспортной системы города, и посчитала возможным их разобрать. Такая вот история (подробно изложенная тут). В целом, не оригинальная, но занимательная.




Памятник дырке от бублика стоит напротив дворца творчества юных имени Гагарина, в прошлом — здания дворянского собрания.




По другую сторону от него — небольшой сквер, в котором стоит ещё один загадочный памятник: на краешке постамента ютится маленькая, явно несоразмерная фигурка мальчика. Вряд ли такова была изначальная задумка скульптора — вероятно, раньше рядом с мальчиком стоял кто-то ещё (можно было бы предположить, что Сталин, но эта версия не подтвердилась), а потом таинственным образом исчез. Так или иначе, никаких сведений по этому поводу мне обнаружить не удалось, а грустный мальчик стоит — и держит что-то в руках:




На другом конце сквера памятник жертвам репрессий:




Рядом располагается Каменный мост — одна из главных достопримечательностей Калуги. К сожалению, посмотреть на него нам толком не удалось: он был весь загорожен строительными лесами и заборами. А вообще-то это уникальное сооружение, вроде бы крупнейший каменный мост XVIII века и, в частности, крупнейший каменный виадук в России (хотя за точность сведений не поручусь). Правда, средства на его реставрацию изыскали только тогда, когда год назад "при проведении работ по замене лампочек произошло обрушение пешеходной части моста" (с) "Википедия". Ну, классика жанра, в общем.







А вообще-то он вот такой:


©http://s30900347680.mirtesen.ru/photos/20595514573


У въезда на мост стоит стелла с планом города Калуги:




Раньше наверху ещё и фонарь был, по всей видимости:




А напротив — бюстик Пушкина. Куда же, опять-таки, без него?




Переходим мост — и попадаем в краеведческий музей. Он же усадьба купца Золотарёва, в которой останавливались члены царской семьи. В 1919 году была национализирована и с тех пор исправно служит отечеству.




Вход в музей украшают внушительных размеров фонари:




А внутренний двор просторен и пустынен:




Видите, какая там колоннада? Нынче такое великолепие доступно не только всяким буржуинам, но и простым калужским трудящимся. Смотрите, например, какие есть в Калуге автобусные остановки:




Вот такие улицы в Калуге:




И вот такие дома:




Раньше я то ли не видела нигде, то ли просто не обращала внимания на постройки такого типа: первый этаж каменный, а второй — деревянный. Смотрится довольно экзотично:




А это не просто какая-то избушка, а самый настоящий детский сад!




Вот так печально закончил свою жизнь один старенький калужский телевизор...




Впрочем, некоторым раритетным предметам можно только позавиловать. Вот, например, столб. С виду — ничего особенного, ну разве что слишком покосившийся. Но для столбов это вообще нормальное дело, иной раз даже до смешного доходит: помнится, когда я разбирала фотки из Петрозаводска, вздумала было сдуру по столбам заваленный горизонт выравнивать. Ха! :) В общем, столб как столб:




Однако ж подходим ближе и читаем надпись на одной из его подпорок: "К. З. (кузнечный завод?) КН. (князя?) БЕЛОСЕЛЬСКАГО... 1889 Г.". Одним словом, живая история! А так бы прошли мимо — и не догадались.




На улице Кирова стоит Калужский областной драматический театр. Здание, кстати, относительно новое: построено в 50-х.




Сейчас площадь перед театром называется Театральной, а до революции это был Новый Торг, и тут происходила реализация самого разного товара. Вот, например, горшечный ряд:




А это примерно то же самое место, но только в 90-е годы XX века. И что, спрашивается, изменилось? Ну, разве что театр построили.




Перед театром стоит единственный встреченный нами в Калуге пример парковой скульптуры — памятник театральному зрителю. Девушка держит в руках бумажку с надписью "Нет лишнего билета?", что должно демонстрировать большую любовь калужан к драматическому искусству. Уж не знаю, как с этим обстоит на самом деле, но на паре калужских форумов, на которые я наткнулась при написании этого поста, потенциальным гостям города настоятельно советовали посетить театр. Возможно, и в самом деле, стоит, но у нас на это времени в любом случае не было...




Раз уж мы всё равно так или иначе вернулись к теме скульптур и памятников, не могу не упомянуть о самом парадоксальном из них. Это обелиск на площади Победы, высокий и вообще внушительный — видно издалека:




Непонятно только одно: зачем эта женщина держит в руке первый искусственный спутник Земли?! Который, кстати, на момент победы, разумеется, ещё не был запущен. Ах, да, здесь же Циолковкий жил (впрочем, к тому моменту уже не жил)...




Здесь же, в сквере на площади Победы, есть ещё один памятный знак — жертвам концлагерей:




А несколько в стороне стоит памятник, увековечивающий более свежие жертвы. Надпись внизу такая: "Воинам земли калужской, погибшим при выполнении интернационального долга".




Этот памятник невозможно сфотографировать так, чтобы в кадр не попала расположенная за ним церковь. Это, пожалуй, самое красивое из всех виденных мною православных культовых сооружений. Не знаю почему, но церковь Космы и Дамиана действительно не оставляет равнодушной, в отличие от многих других. Барокко, конец XVIII века, сохранилась и действует, хотя и пребывает не в лучшем состоянии. Но, судя по наблюдающимся в Калуге тенденциям, может, и её отреставрируют.













Вот, например, церковь святых Жён-мироносиц на улице Кирова сейчас активно приводят в чувство:




А что-то разрушено уже безвозвратно. Такая табличка висит на входе в сквер имени Карпова. Сейчас там аккурат на месте церкви стоит фонтан, а по самой планировке сквера хорошо просматривается, как именно располагалось разрушенное здание.




Очень зацепила фотография. Не знаю, что за церковь на ней запечатлена и когда всё это происходило, но кадр, по-моему, очень харАктерный:




Впрочем, годы советской власти тоже оставили по себе вполне зримые следы — не всё ж разрушать-то было. Я, например, очень люблю подмечать такие неприметные на первый взгляд детали, оставшиеся нам в наследство от былых времён:




Площадка перед стадионом почему-то тоже кажется мне очень типичной. Цепляют чем-то подобные картины:




А это — урна. Просто рядовая калужская урна:




Но особого внимания заслуживает калужская настенная живопись. Нет, речь не о любительской вандальной мазне, а о том, что, по задумке, призвано украсить город и преобразить внешний вид зданий, далеко не всегда являющихся шедеврами архитектуры. Вот пример такого творчества на космическую тематику — куда ж без неё!




А это выставочный зал на пересечении улиц Ленина и Кирова — изукрашен весьма живописно :)




Дом сейсмоустойчивой конструкции, у которого соответствующие конструктивные элементы оживлены народными узорами. Вообще, вертикальные узоры "а-ля белорусский флаг" — один из самых популярных настенных художественных мотивов в Калуге:




А это — дом-тетрис:




а это — дом-салфетка:




А это — трехголовые лошади-кентавры и женщины с ковровыбивалками:




А здесь — просто тётки с такими же выбивалками, но без коней. Забрались на деревья и приветсвуют неискушенных (хотела написать "неукушенных") туристов:




Такой вот город. Виват, Константин Эдуардович!

Tags: Россия: по городам и весям, путевые заметки, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments